В этой статье собрали самое важное о лидах: маркетинговых и продажных, холодных и горячих, целевых и нецелевых. Рассказываем, какие инструменты лидогенерации работают в разных видах бизнеса и как посчитать стоимость привлечения лида. Все это — с опорой на практический опыт известного фаундера.
В этой статье собрали самое важное о лидах: маркетинговых и продажных, холодных и горячих, целевых и нецелевых. Рассказываем, какие инструменты лидогенерации работают в разных видах бизнеса и как посчитать стоимость привлечения лида. Все это — с опорой на практический опыт известного фаундера.
Эксперт:
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Лид — это клиент (человек или компания), который в любой форме проявил интерес к продуктам или услугам: оставил контактные данные, подписался на рассылку, заполнил форму обратной связи и т. п. То есть совершил целевое действие по воронке продаж.
Есть разница между лидами в продажах и маркетинге: она заключается в уровне вовлеченности клиента и готовности совершить покупку.
Маркетинговый лид — это тот, кто впервые проявил интерес к бренду или продукту. Такие потенциальные клиенты оставляют контактные данные, скачивают бесплатный контент (например, брошюры, вебинары). Они хотят получить дополнительную информацию, перед тем как принять решение о покупке. Лиды в маркетинге (или рекламе):
Задача маркетинга — подогреть интерес лида с помощью email-рассылок, рекламных кампаний, соцсетей и других каналов продвижения.
Лид в продажах — тот, кто заинтересовался конкретным продуктом или услугой и теперь активно коммуницирует с отделом продаж. Лиды в продажах:
Например, клиент захотел купить оборудование у конкретного продавца и для этого обратился в компанию, чтобы уточнить его стоимость и технические характеристики. Отдел продаж активно ведет этот контакт, чтобы заключить сделку.
Процесс перехода от маркетингового лида к продажному называется lead nurturing («взращивание лида») и является важной частью воронки продаж.
Лиды и конверсия — разные понятия. Если лид — это конкретный человек или компания, готовые взаимодействовать дальше, то конверсия измеряет количество пользователей, которые совершили определенное целевое действие, относительно общего числа целевой аудитории. Так, при расчете конверсии сайта число оплативших заказы делится на количество посетивших сайт и умножается на 100%.
Лиды оцениваются по качеству, количеству, а главное — степени вовлеченности и заинтересованности в продукте.
Тип лида | Описание | Как работать |
|---|---|---|
Целевой | Соответствует профилю целевой аудитории бизнеса. Высокий потенциал конверсии | Регулярно контактировать, проводить персонализированные коммуникации, предлагать специальные условия и акции. Отслеживать поведение клиента и оперативно реагировать на потребности |
Нецелевой | Не соответствует профилю целевой аудитории. Низкий шанс превращения в покупателя | Минимизировать усилия, ограничиваться стандартной информацией, фильтровать и быстро отсеивать такие лиды. Перенаправлять на другие продукты (услуги), если возможно |
Холодный | Контакт новый, ранее не взаимодействовал с брендом. Пока не имеет интереса к продукту, но его можно перевести в категорию теплых лидов | Проводить первичное знакомство с брендом, формировать доверие. В качестве методов прогрева использовать звонки, рассылки и рекламу |
Теплый | Проявил интерес к бренду или продукту, находится на стадии рассмотрения предложений | Поддерживать связь, давать дополнительную информацию, консультировать по вопросам продукта, направлять к покупке через скидки, бонусы, триал-версии |
Увеличить количество лидов, или потенциальных клиентов, можно с помощью каналов лидогенерации.
Лидогенерация — это процесс привлечения потенциальных клиентов, заинтересованных в продукте или услуге компании, для последующего перевода их в покупателей.
Лидогенерация проводится в несколько шагов:
Эксперт отмечает, что для привлечения качественных лидов в условиях малого и среднего бизнеса могут применяться как онлайн-, так и офлайн-каналы. Специфика лидогенерации определяется особенностями самого бизнеса и его аудитории. Как правило, маркетологи пробуют несколько вариантов, пока не определятся с наиболее эффективным каналом.
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Все зависит от того, кто является целевой аудиторией бизнеса: B2B или B2С. Если они условно малый или средний бизнес, но работают с enterprise (крупными корпоративными клиентами), то лучше всего заходят офлайн-мероприятия, выставки и ивенты.
Эксперт предлагает несколько подходов к работе с крупным клиентом:
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Если это классический сегмент SMB (малый и средний бизнес), то правила игры сразу меняются. Такой точечный аутрич в этом сегменте редко окупается, нужны более массовые каналы.
Денис выделяет два основных канала лидогенерации для сегмента SMB:
«Для тех, кто работает с B2С, подходят те же инструменты, что и для SMB. Тут и холодные прозвоны, и SEO-продвижение, и Яндекс Директ — он самый конкурентный», — считает наш эксперт.
Помимо контекстной рекламы и лидогенераторов, есть еще ряд классических каналов лидогенерации:
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Сейчас набирают популярность виральные серии видео. Суть проста: команда мониторит тренды, пытается понять, какие видео «залетают», создает по таким же сценариям ролики и потом полученный трафик переливает на карточку Wildberries или Ozon, либо на сайт, либо на телеграм-канал. Это большая ниша, которая не сильно занята. Она понятно коммерциализируется и дает дешевый трафик. Цена за тысячу показов выходит порой буквально сто рублей.
Нужно ли постоянно менять подходы к лидогенерации? Это зависит от размера бизнеса и специфики самого канала.
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Внутри одного рекламного инструмента есть емкость, выше которой эффективность канала начинает сильно падать, потому что упираешься в количество лидов, которые там существуют. Условно, в контекстной рекламе есть предел — участвовать в 100% целевых аукционов, выше физически не прыгнешь. Если этого количества достаточно, то можно остановиться на одном. Но обычно бизнес достаточно быстро начинает упираться, от полугода до года уходит на то, чтобы насытить один канал, и в идеальном мире надо чуть раньше добавлять новый, чтобы двигаться дальше.
Для привлечения лидов и сбора информации о них существует несколько инструментов, каждый из которых также имеет свою специфику.
Это небольшая анкета, размещенная на сайте компании или в соцсети. С ее помощью можно собрать контактные персональные данные лидов. Обычно такие формы содержат поля для ввода имени, email, телефона, и иногда дополнительную информацию, необходимую бизнесу для последующей сегментации и персонализации общения с клиентом. Разрабатывая такую анкету, нужно позаботиться об удобстве ее заполнения лидами и постараться минимизировать количество полей.
Такие формы позволяют подписать потенциального клиента на рассылку, зарегистрировать его на платформе, получить у него разрешение на обратную связь, помочь ему рассчитать стоимость услуги.
Это тоже анкета с формой сбора данных, но в обмен на контакты она предлагает полезный лиду бесплатный продукт (услугу). Это может быть электронная книга, чек-лист, вебинар, скидка, пробная версия товара (услуги) и т. п.
Для того чтобы потенциальный клиент воспользовался такой формой, необходимо предложить ему действительно полезный контент, который решит его проблему и вызовет доверие к компании.
Интерактивный инструмент для сбора данных лидов. Может представлять собой опросник, тест, викторину, которые вовлекут посетителей сайта или социальных сетей во взаимодействие с компанией. Благодаря геймификации и эмоциональному вовлечению пользователя, квиз позволяет легко собрать контактные данные лида и получить иную информацию о нем.
Так, можно предложить пользователю пройти небольшой тематический тест («Какой продукт вам подойдет?», «Какой вы предприниматель?», «Определите уровень своей финансовой грамотности» и т. п.).
После прохождения теста пользователю предлагается оставить свои контактные данные для получения результатов и рекомендаций.
С помощью этого инструмента можно автоматизировать часть воронки продаж, сократить нагрузку на менеджеров, прогреть лид, не отвлекая на него человеческий ресурс, уменьшить время ответа потенциальному клиенту, сегментировать аудиторию.
Так, чат-боты могут рассказать о продукте, ответить на вопрос, записать контакт клиента, принять от него заявку и передать ее менеджеру, подтвердить заказ, внести необходимые данные в CRM компании.
Позволяют посетителям сайта задать вопрос о продукте или услуге в удобной форме. Например, виджет в виде всплывающего окна с виртуальным консультантом или иконки мессенджеров, ведущие в чаты к специалистам компании.
Итак, база контактов собрана. Что делать с лидами, чтобы повысить вероятность конверсии лида в покупателя и укрепить отношения с клиентом?
Вот несколько важных шагов:
Обработку лидов стоит поручить отдельному специалисту — лид-менеджеру.
В его задачи входят:
Однако эксперт рекомендует представителям малого и среднего бизнеса не пускать процесс работы с лидами на самотек. Особенно на старте.
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
На старте чаще всего пытаются аутсорсить эту трудную, неприятную функцию. На этапе становления компании предприниматели не хотят сами включаться в процесс продажи. Они хотят нанять отдел продаж, который будет сам продавать. Желание понятно, я искал сначала такие же пути, но сейчас понимаю, что вовлечение фаундера, то есть основателя бизнеса, в организацию процесса продаж суперважно. Он лучше всех продает свой продукт — не потому, что он мастер продаж, а потому, что ему сильнее всего не все равно, он в дело влюблен.
Кроме того, поиск хорошего менеджера по продажам, уверен эксперт, требует большого количества времени и денег. Работа такого человека будет стоить сопоставимо с менеджерами С+ уровня (более 300 тыс. руб. в месяц).
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
В России часто продажи ассоциируются с впариванием ручки, что вызывает негатив. Мое представление о продажах перевернула книга Нила Рекхэма «Спин-продажи», и я понял, что продажи — это желание помочь своему контрагенту разобраться, решить проблему или найти решение. Поняв это, легче вовлекаться в этот процесс и получать отказы: ты просто не сумел найти то самое, а человек — понять, почему твой продукт ему нужен. Не бывает такого, что всем нужен твой продукт.
Заниматься обработкой лидов можно с помощью CRM-систем. Они позволяют отслеживать весь путь клиента от первого контакта до покупки, автоматизировать процессы взаимодействия и анализировать эффективность маркетинговых кампаний.
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
Нужна ли CRM-система для учета и управления лидами? Конечно, нужна. Другое дело, когда объемы совсем маленькие и в отделе продаж один-два человека, можно CRM смастерить на коленке в Google Документах. Там удобный интерфейс, можно изменять статусы, все понятно. Когда людей больше и поток клиентов большой, с такой CRM становится сложно — пора переходить на профессиональные системы.
CPL — стоимость привлечения лида — отражает затраты на привлечение одного потенциального клиента или заинтересованного лица. CPL нужен для оценки эффективности маркетинговых кампаний и помогает оптимизировать бюджет на рекламу.
Рассчитывать CPL важно, чтобы понять реальную эффективность вложений в продвижение продукта или услуги. Чем ниже стоимость привлечения лида, тем эффективнее работает ваша рекламная кампания. Высокий CPL сигнализирует о необходимости пересмотреть стратегию продвижения, снизить расходы или изменить каналы коммуникации.
Формула расчета CPL:
CPL = количество привлеченных лидов / общий расход на кампанию,
где:
Например, если бизнес потратил 100 тыс. руб. на рекламу и получил 500 лидов, расчет будет выглядеть так:
CPL = 100 000 / 500 = 200 руб.
То есть средняя стоимость привлечения одного лида составила 200 руб.
Денис Сметнев
сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce
CPL в разных каналах будет разный. Стоимость лида с контекста может стоить 5 тыс. руб., но там конверсия из лида в покупку очень высокая, в три-пять раз больше, чем с холодного канала. CPL мало о чем говорит без указания объема продаж, каналов и сферы. Так, лид через холодные обзвоны в EdTech стоит от 1 тыс. до 2 тыс. руб., в недвижимости — от 2 тыс. до 6 тыс. руб. в зависимости от класса жилья, в авто — от 2 тыс. до 4 тыс. руб. В других сферах и каналах бенчмарки свои.
Эксперт также называет еще несколько метрик, важных для анализа эффективности лидогенерации:
Денис Сметнев подчеркивает, что бюджет, который нужно закладывать на лидогенерацию, зависит от большого количества переменных:
«Если экономика сходится, то чем больше — тем лучше. А если не сходится, лучше вообще не делать», — уверен эксперт.
Спасибо, что были с нами! Возобновить подписку можно в любой момент на сайте СберБизнес Live